Автор - геолог

рождественская сказка

Рождество в Питере
(физиологический очерк)

С 03 января по 08 января 2005г.мы с сыном Димой и нашими знакомыми по карельской эпопее 2004 г. ездили в г. Санкт-Петербург, на «Рождественские каникулы».
Немного хочется написать о нашей поездке.
Итак:
Северная столица встретила нас тепло - на улице была , как и в Москве, «январская оттепель» , которая в городе на Неве имеет свои неповторимые формы и черты.
Сразу же с поезда, с Московского вокзала , мы пошли в Эрмитаж, который ,как известно, невозможно обойти ни за неделю, ни за месяц .
Вход в музей для школьников был бесплатный, а нам пришлось раскошелиться на сумму в …200 руб. на каждого взрослого.
Очереди в Эрмитаж с утра не было и мы были первыми, но к 11 часам, к открытию музея, народ «повалил валом».
Люди хотели и рвались (!) буквально к искусству и высокой культуре , прибегая к такой некультурщине и даже …матерщине в очереди. Ужас!
Многие, как спринтеры на дистанции, бежали «галопом по Европам» , минуя знаменитый Греческий зал и всю античную красоту и прочую царскую роскошь.
Мне даже показалось, что многие из ТОЛПЫ « брали штурмом Зимний дворец» , как когда-то большевики, брали для того, чтобы потом говорить , что ОНИ ….ТАМ…были и ВСЁ видели своими глазёнками. Да , да. Не глазами , а именно глазёнками…Может быть это мне так показалось, но , кажется, что это было так.
Мы же чинно и размеренно, немного сонно (всё-таки с поезда как-никак), прошли по многим знаменитым залам музея. Что успели посмотреть, то успели.
Восторг от увиденного неописуем , у меня лично дыхание было перехвачено на протяжении всего просмотра. Наши ребята же на многое тоже смотрели астрально , да, что с них взять , с физиков !!!
Когда же мы взглянули на часы, стрелки почему-то уже показывали 16-35 .
Пришлось преодолеть огромное желание , чтобы не остаться в Рыцарском зале на ночлег .
Мы нехотя побрели в гардероб за вещами и неохотно пошли искать Главпочтамт и гостиницу при нём.
Немного «потусовались» на Дворцовой площади, сфотографировались у Александрийского столпа и в путь.
Пересекли вечерне- людный Невский и, по Большой Морской улице, вышли к Иссакиевскому собору.
Шёл мокрый снег.
Собор утопал в нём и в вечернем освещении. Купол собора «тяжело дремал» на мокрых и холодных колоннах и был похож на большого зверя , припавшего на все четыре лапы.
Я раскрыл рот от увиденного и полез в сумку за видеокамерой, забыв , что аккумуляторы к ней не заряжены. Такой образ собора ….и не запечатлел. Обидно!
Протопали мимо гостиницы «Англетер», где навеки закрылись васильковые глаза Есенина и где нас совсем, совсем не ждали, миновали ещё одну гостиницу для интуристов и неожиданно «попали в обьятия» старого Ленинграда с его коммуналками.
Вот и Почтамт , вот и «наш дом№ 14»… по ул. Почтамской.
Бр!!!! Такой неприглядный вид снаружи! Зато в гостинице нас встретили очень тепло и радушно.
Мы же за месяц до нашего приезда (через знакомых ) , забронировали места в этой «домашней» гостинице от Министерства связи, в двух минутах ходьбы от Медного всадника.
Проживание в гостинице было чисто символическое (100 руб. в сутки с человека).
Условия были на мой взгляд (по геологическим меркам) неплохие:
Четыре кровати , стол, шкаф и четыре тумбочки. Туалет и душ в коридоре, там же кухонька с двумя холодильниками, холл с диваном и телевизор. Что ещё надо???
Пищу готовили сами, а точнее плотно завтракали с утра (в9-00) и, без обеда, гуляли по городу, по музеям до ужина , до 19-00 часов.

На следующий день (05января) мы решили пойти в Кунсткамеру. Простояв на улице около двух часов на пронизывающем ветру с Невы, мы наконец-то попали в царство этнографии и мирового людского процветания и ….уродства.
Кунсткамере 250 лет и многие экспонаты монстров и человеческих уродцев ( и не только) великолепно сохранились в своём первоначальном виде.
Спасибо Петру Великому и всему нашему советскому народу.
Я был впервые в музее ,и меня всё так поразило, что, когда мы вышли на набережную реки Невы, я никак не мог прийти в себя после ВСЕГО увиденного там.
После очередного Музея связи ( знаешь, очень отличная коллекция от ямщиков и до иннета), мы с удовольствием гуляли по Невскому прошпекту и мысленно «снимали свои цилиндры» перед красотами этого города-музея.
Мне в каждом прохожем мерещился то Хлестаков, то сам Николай Васильевич Гоголь,то Пьер Безухов со своей красавицей Элен, то Раскольников , подающей руку помощи госпоже Мармеладовой.
Что изменилось -то с тех пор??? Кажется, появился только другой транспорт передвижения, а так всё осталось как прежде: при Гончарове , Пушкине, Блоке…
«Та же улица, тот же фонарь и даже та аптека.»
Мы нехотя делали свой проминаж , после суетной Москвы, и любовались этим неповторимым городом Петра .
Многие литературные образы незримо шагали рядом с нами вдоль Фонтанки и Мойки, прогуливались по набережной реки Невы, вдоль Адмиралтейства.
«Кланялись» нам почтенно издалека и даже старались с нами общаться.
На бывшей Сенатской площади (Площади Декабристов) Дима даже заметил человека, похожего на Александра 1., а накануне этого человека мы видели около Храма Спаса на Крови (двойник московского Василия Блаженного) возле Михайловского сада , на Грибоедовском канале.
«Царь» нам улыбался как старым друзьям. Своей «рождественской» улыбкой. Я невольно подумал:
« Как тесен же Питер! Город , выросший на болоте и людских костях.»
Как он тесен и …сплочён.
Вот он город-музей! Город-призрак! Бандитский Петербург! Всё смешалось :времена и нравы.
Это , наверное, так бывает? Правда? Как в детской рождественской сказке!!!

На следующий день мы отправились в Петропавловскую крепость и конечно же, пешком.
Минуя Иссакиевский собор и Медного всадника , мимо Адмиралтейства ,по набережной Невы дошли до Дворцового моста , перешли Неву и оказались на Васильевском острове.
Снега под ногами практически не было, а была какая-то слякоть в виде грязи и соли.
Как у нас в Москве, в первой декаде Нового года.
Около «Летучего голландца» (ресторан на каравелле), свернули на мостик , который соединяет остров Заячий с большой землёй.
Сразу же мы очутились совсем в другом мире. Вокруг Заячьего острова … вода, а перед нами сверкал 122-х метровый шпиль Петропавловского собора.
Решили всё свое свободное время «убить» на Петропавловку.
Казематы тюремного централа оказались на реставрации. Заглянули в печатню, в инженерный дом и чуть не попали в монетный дом, но туда никого тоже не пускали.
В Петропавловском храме поклонились останкам Петра Великого.
Кстати, царские останки семьи Романовых, тоже перенесены в этот же храм.
Много иностранных туристов толпится подолгу около их…. «саркофагов». Интересуются нашей историей…
Многие же наши посетители иронично и вслух говорили , что ЭТО не царские останки, а останки каких-то бомжей с Урала! Такое вот наше кощунство. Такая вот наша культура.
«Не знаешь -не говори, за умного сойдёшь.»
Мне очень понравился там музей в Комендантском доме (28 залов). Музею 2-3 года! Подобрана такая интересная коллекция городского уклада и быта Старого Петербурга! Просто рождественская сказка! Так там здорово!

О многом не напишешь. Столько впечатлений. За такой короткий срок!
Вот хорошо бы попасть в Питер , в «белые ночи». Моя мечта!!!
После Петропавловки ,наши ребята поехали (!) на хоккей, а я пешком , в гордом одиночестве, отправился любоваться дальше питерскими красотами. Неожиданно во мне проснулась жажда геолога-поисковика…по торфу. Город –то как никак на болоте стоит.
Путь мой обратно лежал через Неву ,только по Троицкому мосту, с выходом к Летнему Саду.
Через Марсово поле я вышел к центральной «магистрали» города, к Невскому проспекту и пешком (вечерело) отправился к Александро-Невской лавре.
Шёл около часа, было очень скользко и неуютно.
Модные бутики « зазывали» в свои недра прохожих с Невского. Люди торопились делать свои рождественские подарки в сочельник, вечером 06 января.
Для меня же ЭТОТ день остался в памяти как день рождения моей мамы. Ей бы исполнилось в этот день72 года, но этого, увы, не могло уже произойти.
Никогда! Её преждевременная смерть в 46.5 лет (!) лишила меня , навсегда (!) этой рождественской сказки.
Я почему-то , здесь ,в Питере, снова вспомнил , что рождественские сказки есть и они живут среди нас и для нас.
Я шёл дальше по Невскому проспекту и много думал и вспоминал.
На глазах невольно появлялись горькие слёзы. Они бессовестно текли по щекам.
Мне , казалось, что я напоминал сам себе того маленького мальчика из повести Ивана Сергеевича Шмелёва «Мальчик у Христа на ёлке», который также брёл среди людей по городу, жадно смотрел на яркие праздничные витрины и не переставал удивляться рождественской сказке в самом себе!
«Как же мы одиноки в ЭТОМ мире! Господи!»,- подумал я …и вдруг остановился перед входом перед закрывшейся дверью Лавры! До вечерней службы в Троицком соборе Александро-Невской лавры оставалось ещё три часа.
Туристы все разъехались, а верующие еще не появлялись здесь, вначале Невского, напротив гостиницы «Московская».
Я постоял немного около рождественской городской ёлки и решил для себя , что завтрашний день, день Рождества Христова, я полностью посвящу местным святыням.

Проехав две остановки на местном (глубоком) метро, я снова оказался недалеко от Дворцовой площади.
Проходя мимо Иссакия, я не увидел в нём того «спящего зверя». Передо мной стоял красавец, очень похожий на гвардейца в праздничном мундире.

Рождественская сказка продолжалась.

Когда же я вернулся в гостиницу, наши ребята: Дима и Вова уже были дома. Ужинали, что успели приготовить сами.
Они хотели ночью пойти прогуляться по Невскому!
Мы их не пустили, ведь сказка - сказкой, а реальность на самом деле очень сурова!
Всё таки Петербург то …бандитский..
Много скинхедов и всякой нечисти. «Бережённого и Бог бережёт».

…………………………………………………………………………………………………….
Рождественское утро выдалось таким прекрасным и, мы , быстро позавтракав, на троллейбусе№22 с удовольствием проехали по всему Невскому до лавры.
Праздник есть праздник. Для нас этот праздник был втройне. Мы здесь же , в лавре, поклонились последнему приюту прахам Ломоносова М.В. и Суворова А.В.
Прошли с экскурсией по Некрополю 18 века и Некрополю мастеров искусств, где захоронены самые лучшие из лучших, а именно:
П. И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, И.А. Крылов, М.П. Мусоргский, В.А. Жуковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.И. Куинджи, Н.М. Карамзин, В.Ф. Комиссаржевская, Балакирев, Баратынский, Бородин, Даргомыжский, Дельвиг, И.И. Козлов, Крамской, Кустодиев, Товтоногов, Стасов, Шишкин, Гнедич, Рубинштейн и многие другие.
Здесь же в лавре ,на Никольском кладбище захоронены (!) тела А.Собчака и Г.Старовойтовой.
Их могилы больше всего завалены цветами.
На могилах же знаменитых людей почему- то лежал только чуть-чуть подтаявший снег.
Снег былой России. Нашей гордости и нашего прошлого.

Рождество в Питере было в разгаре.
Народ веселился. Погода тоже «развеселилась» до неузнаваемости, пошёл сильный дождь ,вода сверху и снизу.
Нева «набухла» и начала ,потихоньку, «выползать» на низкие набережные.
Народ-гуляка правда этого не замечал. Разухабистые песни местной молодёжи вылетали из-за дверей ресторанов и кафе, которых очень много на Невском.
Пожилые люди , проходя мимо этого «разврата» неистово крестили лоб и исчезали как тени в темноте и тумане.
Город- призрак продолжал своё застолье, но ни с таким конечно размахом как в Москве, а намного скромнее.

Чтобы закончить мысль о Санкт-Петербурге, хочу сказать одно: мне этот город Петра вернул «утраченную» рождественскую сказку , ровно на неделю.