Автор - геолог

волчий зов предков

Когда- то я написал эти стихи:

Мой пращур рос среди болот,
Среди лесов, в верховьях Волги.
Ловил зверьё, пахал сохой …,
И сеял Хлеб и вся …недолга.

Своей свободой дорожил,
Настёну встретил, полюбил
Срубил домишко, завёл детишек
………………………………….
Он помощи не ждал ничьей ,
А был из храбрых кривичей…


Зов предков невольно переносит меня в конец 9-го, начало 10-го веков.
Глубокое предзимье. Я стою на восточном краю лесной поляны и наблюдаю издалека. Из Будущего.
На поляне возвышается Холм , к срезу которого пристроен узкий и длинный навес, изогнутый и как бы ушедший в Землю.
Это погост, языческое капище в устье реки Большая Коша. Я знаю, что в этих местах люди не хозяева, а гости. Это священное место кривичей-язычников, устроенное по подобию у всех славянских племён. Хозяева и Владыки здесь - Боги!!! Общие для всех восточных славян.

Вот они все стоят полукругом, спиной к Священному Холму и лицом на восток. Они не видят меня.
В середине –Сварог- Даждьбог- высотой в три сажени (сажень-2,13м.) , рядом с ним –Хорст. По правой руке семь(7) навьих- пращуров славянских, по левой- семь женщин –прабабок. Это радуницы (РОДАницы), боги души воды, лесов, воздуха. Все боги глядят на восход Солнца! Злых среди них НИКОГО нет- Все Добры и дивно-прекрасны».

Чу!
Из леса вышли двое. С болью в глазах, через запотевшие очки, всматриваюсь в их лица.
У одного прямой нос, чуть-чуть раскосые, карие глаза, у другого – широкий нос с раздутыми звериными ноздрями. Оба молоды и энергичны. Я вдруг их узнаю …
Да!
Это же мои далёкие предки- Лапич и Толпун.
Да! ДА!
ЭТО, конечно же, они!!! У меня радостно бьётся сердце при «встрече со своими далёкими сородичами». Вот они подошли к Священному Холму. Поклонились Богам!
Низко –низко, доставая пальцами правой руки Матушку сыру-землю., которая одна знает Правду человеческого рода (сердца).
Зимой они редко навещали погост и только по особым случаям.
Сегодня было 24 декабря –"зимний солнцеворот» . Этот день праздновался каждым родом отдельно.
В этот день русские язычники славили Коляду –бога торжества и мира. Ещё и в наше время , накануне Рождества Христова, «дети земледельцев»(Дмитрий переводится как земледелец с греч.)
собираются колядовать под окнами, величают хозяина в песнях и…просят денег.
Святцы, святочные игрища, были нужны каждому из них как знамя, как символ!
…………………………………………………………………………………………………………………….
Лапич вырубил огня, устроив небольшой костерок. Дым метнулся влево, вправо, как ЧЕЛОВЕК , не знающий выхода. Пахнуло родным запахом очага, который священен для каждого кривича из
Рода Лапичей. В нём, очаге всегда скрыта Добрая тайна огня. « Всё из Огня и всё уйдёт Огонь»,-
Верили они.
Из погоста подошёл Толпун , набрал сырого былья и бросил в Огонь. Сгустился и почернел дым.
По дедовскому обычаю , первый кто прибыл на погост обязан пустить дым , чтобы знали- в святилище есть люди.»
Лапич и Толпун подкрепились недожаренным мясом , растянулись вдоль костра «нодия».
И сразу же забылись тяжёлым сном. Что им снилось тогда? О чём мечталось?? О чём думалось???
НЕ может НИКТО сегодня нам сказать. Да мой драгоценный Читатель.
Кривичи ,кривичи …одной речью говорят все славяне, одним и тем же богам кланяются, а вот отделяются друг от друга , даже роды живут обособленно, между собой ссорятся за покосы в общей для всего племени пойме Вол(О)ге- Матушке.
В чём залог Русской Общности??? Нет ответа!!!
Грезят во сне наши предки (Лапич и Толпун), как малые дети. Да и что с них взять??? Молодо-зелено…
Снятся им , наверное, летние забавы, когда ночь коротка и слышны из реки слова-наговоры. Когда на лесных опушках (АХ!) расцветает горицвет, и русалочья сила нарастает с полной Луной! Снится им, что…пахнет Русью, бодрящим Русским Духом. А может, им снятся бескрайние просторы полей Панно НИИ- дунайской прародины-Матери всех славянских народов??
Кто их знает?? Что может присниться им (Толпуну и Лапичу) рядом с языческими Богами , да тем более на…погосте-капище , да тем более в такой день – 24 ДЕКАБРЯ!!!
…………………………………………………………………………………………………………………
Утром подоспели и другие соплеменники, во главе с седовласым Миморуком, древним стариком, старейшиной четырёх родов Великого племени Кривичей!
Разговор шёл о единении родов, после чего Миморуку подали белого петуха со спутанными крыльями и ногами. Мелькнул, как молния, острый золотой нож старца, начисто снеся голову замершей птице. « Окропив петушиной кровью ноги Сварога», старик бросил в Огонь Жертву!
Все затаили дыхание. Раздался уверенный голос Миморука:
«Я слышу! Слышу!»
И всем тоже почудилось, что где-то ,что-то заворочалось и …загромыхало. То был Сварог! Он принял Жертву. Лицо старика прояснилось, длинные белые усы приподнялись вместе с высоко поднятыми над головой руками.

………………………………………….ЧТО ТАКОЕ СТАРОСТЬ???…………………………………..
Ветхость Души? Сумерки разума? Темнота сердца?»,- думал про себя Миморук и не находил ответа.
Как женщина , которая ищет конец запутанной нити, старик ловил…непослушную мысль. Он думал о том, что их боги- покровители до поры до времени стоят на погосте-капище.
С погоста потянулся люд по своим слободам. Кто в Оковцы. Кто в Корчелово. Кто в Красицы.
Кто в Орешки, Кто в Вышгород что на реке Осуге .
Лапич и Толпун , перекусив, тоже поднялись. « Пчелиный мёд, разведённый водой, сброженный
Хлебной закваской с хмелем « был как раз кстати. Друзья по очереди приложились к братине , и , громко разговаривая, весело зашагали к красным девкам в Ельцы.

Прошла зима, за ней весна. Наступило долгожданное лето.

Однажды вечером, наши друзья собрались, в который уж раз , в дальнюю дорогу .
Они любили жизнь, любили путешествовать.
Смеркалось.
Еле заметная тропка бежала среди буераков и буреломов Оковецкого леса , перепрыгивала вместе с нашими удальцами через небольшие ручейки, шлёпала по болотам и хлябям. Скакала по холмам и перелескам и наконец-то, вызмеилась к небольшой речушке, в которой водились гигантские щуки, обросшие мхом , седые от древности…
За речушкой, в утреннем тумане, угадывалось небольшое поселение- Ельцы- щедро раскинутое на левом берегу Волги.
Молодость тешила нетронутую силушку.
Итак, всегда. Во все времена.
Проносилась весна, пролетало лето, шлёпала по грязи осень. Проползала на брюхе зима.
Прогромыхали года. Отшумели века!
………………………………………………………………………………………………………………….
Наступила весна 957 года от Рождества Христова. Пора, по всем приметам пора пахать и сеять .
« Чем раньше семя умрёт в Земле-Матушке, тем хлеба будет больше»,- думали старики.
«Ранним посевам не страшна засуха!».
……………………………………………………………………………………………………………….

Вот уже другие Лапич и Толпун готовят Землю-матушку к богатому урожаю. Молодые корчуют поляну в Корчелове, подымают вековую зябь в Раменье, пашут вдоль, а затем поперёк.
За пахарями, землепроходцами идут…древние старики- сеятели с лукошками- здесь сноровка не нужна, умение нужно. Побросай и поймёшь, « не ЧЕЛОВЕК сеет- надежда».


Шёл век десятый, предки жили …
Всё славно было, в этом я клянусь,
Но вдруг на юге , в муках и потугах,
Родилась..Киевская Русь…

Исстари в Ельцах, на Бенских порогах случались тОржища, где останавливались византийские купцы.
Ромеи (выходцы Рима)- римляне давно наладили торговые связи с Русью, в том числе и с Новгородскими землями, где и жили наши предки- мой Милый Читатель.
Путь в наши земли лежал через Валдай, по Днепру (Борисфену) и Волге(Итиль или РА).
Умно плавают ромеи на своих кораблях, которые не чета славянским челнам-однодеревкам.
Кривичи зимою рубили лес и строили лодки из …одного дерева».
Первые купцы были миссионерами Христианства на Руси, на Валдае. На торжищах, подобных
в с. Ельцы, ромеи торговали заморскими диковинками, при этом клялись именем Христа-спасителя, в то время как предки наши языческими Богами: Сварогом, Даждьбогом, Перуном.
Торжище дело привычное, простое – «деды и пращуры византийцев торговали исстари со славянами».
Ромеи выменивали соль на хлеб, брали и за пушнину. За бобра платили пять горстей соли. За куницу-три, за выдру- две, за десяток белок – одну»!
Мирно жили кривичи-язычники, не то, что пограничные со Степью славянские племена. Предки мои жили на волоках , а « живущих на волоках не обижают, чтобы не расплатиться кровью на обратном пути».
Весной 987 г. в Ельцы прибыло несколько ромейских кораблей. Среди купцов был ромей по прозванию Деметрий, у которого под одеждой , на груди было одно украшение – серебряный крест, который он часто доставал и целовал в подтверждение истины своих слов.
Среди глазеющих кривичей был и Лапич , 20 лет отроду. Он с трепетным чувством смотрел на заморские товары и невольно думал, о том , что где-то есть другие земли и страны , в которых ему хотелось бы побывать и посмотреть .
Это был мой предок . Он был трудолюбив, вставал как птица с зарёй и ложился в сумерки , когда птицы смолкали. С малолетства Лапич был приучен ко всякой работе и во дворе и в поле , рубил лес, искусно владея топором – священным орудием кривичей. Мальчишкой уже самостоятельно мог выделать шкуры, подковать лошадь, стачать сапоги, сплести сеть , связать плот, согнуть дугу, мог холостить жеребцов, косить, коптить рыбу и мясо , качать мёд. Мог срубить избу, сложить очаг и всё ,
что делали мужчины рода Лапичей , в большой славянской семье.

Он помощи не ждал ничьей ,
А был из храбрых кривичей,
Ходил в дерюжке и в лаптях ,
Лошадка бегала в санях –

В Осуге щук ловил метровых.
Жена? Та снова на сносях.
Детей? Тех семь белоголовых.

Главным орудием у всех кривичей , как и у ильменцев , служил не меч , а рабочий топор. Этот обычай сохранился в наших краях и сегодня. Многие мужики, разгорячённые водкой, купленной на талоны, из-за безысходности жизни хватаются за топор . Так что пережитки языческого прошлого дают о себе знать- и это не единственная связь с предками.
Лапич и Толпун ,как и все кривичи великолепно владели, кроме того, луком и рогатиной.
Наши леса изобиловали тогда большим количеством дичи и медведей, вепрей и прочей живностью.
Богатая природа Валдая свои сокровища сама не отдавала, следовало потрудиться до седьмого пота.
Труд вознаграждался сторицей . По весне они вместе с отцами и дедами сеяли рожь, полбу, ячмень,
а осенью обмолачивали снопы на току , сами же мололи муку на примитивной мельнице. Они в отличие от холопов имели рабочую и ездовую лошадь, держали несколько коров и овец. Это были типичные справные смерды славного племени кривичей.
Все мужчины и женщины, подростки и молодёжь исполняли разумно-необходимую волю старшего в роде: хозяина и хозяина.
Почти в каждой крестьянской избе стояли ткацкие станки . Каждая девочка с младенчества , как моя бабушка- Лапичина Анастасия Ивановна- училась прясти льняную нитку.
Как сейчас вижу ту избу, где в свете трескучей лучины, возле русской печи , сидит семилетняя девочка Настя- пряха. Из-под её рук выходит ровнина- материя из ровной льняной нити . Ровнина получалась толстая и прочная, что отец, пробуя её на прочность, не мог разорвать эту ткань своими крепкими , по-мужски мозолистыми руками.
До сих пор в тверских деревушках вековые бабки зовут эту материю «новиной» или кросном.
Из этого холста шили женские платья, мужские рубахи, подвёртки для лаптей.
Из тонкой же льняной нитки рукодельницы в деревне делали полотна , которые белили на Солнце и при Луне. Полотна были женской тканью, мужчины его не носили.
Единственно была брачная мужская рубаха из такой ткани .



Крещённые мы оба, но любовь – язычна.
Витает Дух Купавны над судьбой….
Соитие мужчины с женщиной привычно,
«Грех Евы» соткан тайной вековой.


Толпун и Лапич снова повзрослели, возмужали, чувствовалась сила, наращенная на широких крепких костях. Ноги умело носили хозяина « с тяжёлым грузом по кочкам, сквозь бурелом, по зыбким трясинам моховых болот весь длинный летний день.
Жизнь испытывала тело холодом, мерзкой слякотью, грубой пищей. Жизнь сама определяла их путь развития до возмужания. Они правдой и верой служили роду- племени.
« Ни по воде ходить, ни мёртвых воскрешать никому не под силу»,- размышлял так Лапич в глубине Оковецкого леса , сбежав со многими своими родичами в самые дебри Валдайского края.
С этими мыслями молодой Лапич достал туесок, из которого налил себе и другу своему Толпуну по чарке русского мёда, ставленного на хлебной закваске, выбродившего в тепле и выдержанного в холоде ямы.
Лапич откинулся навзничь на траву- мураву и внимательно наблюдал за подмигиванием Звезды-матки (Полярной Звезды).
«Женщинам и девкам у нас счёта нет»,- подумал он, засыпая , вытягиваясь во всю длину своего могучего коренастого тела. За последнее время он подрос, возмужал, лежал во всей красе мужчина, а не тот голопузый мальчонка, шлёпающий босыми ногами по весенним лужам , когда под заборами и в тени изб ешё лежат сугробы, почерневшие от тепла очагов.
Снилось ему , как он с другими мальчишками нырял в волжские воды, кто глубже , кто кого пересидит под водой. Иногда купаясь, Лапич замечал под водой белое тело прекрасной русалки-водяницы, которое манило его к себе и пробуждало зов плоти и чувственность. Снилось ему, что он в тёмном еловом лесу , будучи мальчишкой, увидел впервые «корявую спину прячущегося лешего».
Тонкость чувств и быстрота ощущений, богатая фантазия , давали ему лишний раз пищу для воображения.
Говорят «у страха глаза велики», наверное, эти слова дошли до нас с тех времён , когда предки не знали ещё про Христа-спасителя и поклонялись множеству богов.
На Святой Руси в первые века своего существования , Христианство вынуждено было бороться против античной культуры и искусства , которое способствовало политеизму (многобожию), веру во многих богов. Вот прекрасный пример плюрализма для верующих.
Христиане истребили бесценные памятники искусства древнего языческого мира, приучили нас лгать и Богу и сами себе! Для наших друзей – язычников всё было правдивым и не оставалось места для лжи в их храбрых сердцах.
…………………………………………………………………………………………………………………..

Разнообразные условия применения своих сил , своего ума, своей смекалки выковывали у Лапича и Толпуна и « силу тела, и твёрдость духа»!
Рядом с Лапичем лежал Толпун. Он лежал и думал. Обо всём на свете.
«Если вспарить над седым Валдаем»,- думал он- «То сверху можно увидеть сотни речек и озёр, бескрайние лесные просторы огромного леса, красавец Селигер и Верхневолжские озёра, щедро вскармливающие водой нашу красавицу Волгу.»
Толпун с детства любил бродить в окрестностях своего древнего Раменья , доходил до Вышгорода на Осуге, любил эти заболоченные места , покрытые редким сосняком и мхом, небольшие ручейки и речки, заросшие ивняком и таволгой –царицей полей.
Однажды в лесу он натолкнулся на громадный дуб, которого хватило бы на постройку нескольких лодок. Лесное чудовище лежало горой среди молодой поросли. Никакая сила не могла с ним справиться. Было нечто трагичное в этой мощи, поваленной …ничтожными червями. В лесу стало душно и трудно дышать. Толпун уже знал, что такое состояние воцарялось в природе перед грозой .
Вдали , на небосклоне, заворочались тучи, вот уже первая вспышка молнии , как будто кривая огненная линия
Перечеркнула тёмно-синее небо, и змеёй, извиваясь, метнулась на Землю. После некоторого затишья, раздались еле слышные раскаты грома.
Гроза приближалась.
«Скоро она будет и здесь»,- подумал с испугом Толпун. Чёрные тучи, свисающие с неба, плыли , медленно переворачиваясь с боку на бок, неся в себе градовый запас , от которого они, по-видимому, хотели избавиться.
Всё вокруг на какой-то миг замерло, оцепенело. Минутное затишье, ужасно- удушливое. И вот первые тяжёлые капли дождя упали на землю, подпрыгнули и рассыпались бисером по траве.
И вдруг началось такое. Казалось , будто все демонические силы природы восстали, поднялись ввысь и о остервенением бросились на Землю, отчего она глухо задрожала .Мёртвое дерево передавало дрожь телу прижавшегося человека. Вдруг он увидел ,как совсем рядом мелькнула молния и с силой ударила в вековую ель, развалив её до самого комля на две дымящиеся половины.
Толпун был поражён и …очарован. Он долго , с ожиданием, прислушивался «Не захотят ли Великие Силы нанести ещё удар по мёртвому дереву и –живой букашке- человеку.»
Гроза уходила !
Где-то поблизости догорала ель и загоревшийся от неё разлапистый великан дуб.
Жёлто-красные языки пламени плясали на них, умирая под тугими струями ливня. Через четверть часа водяные запасы в тучах-несунах исчезли-иссякли.
Всё закончилось!
Теперь Толпун хотел жить.
Он нашёл убитого молнией лесного красавца лося (рогача) , оторвал сильными руками большой кусок окровавленного мяса и здесь же над этим сосредоточием огня ловко поджарил его и с жадностью
набросился на полуобугленное мясо, после чего забрался в расщелину между двумя валунами , где к удивлению было сухо , и спокойно заснул, как ребёнок.
Стояла поистине наша «зубарёвская» ночь .
Густой туман после дождя покрыл всё в округе.
Вдали за рекой виднелись кое-какие очертания чего-то. Видения прошлого снизошли на спящего.
Ему снилось «музыкальное дерево»- обыкновенная верба с жёлтыми «глазами» на опушке Оковецкого леса, которое он встретил этой весной.
Его внимание привлекла мелкая живность: пчёлы, шмели, бабочки.
Стояла тихая, тёплая , летняя ночь. Вокруг ни души. Человек мирно и свободно спал. На него , во сне наплывали воспоминания о своих предках, кроме того, он грезил о своих далёких потомках, то есть о нас с Вами, мой дорогой читатель из племени Толпуна.
……………………………………………………………………………………………………………………
Однажды , в Ельцах , на торжище , Толпун среди других соплеменников узнал, что ромеи «не сжигают тела умёрших , зарывая их…под землю!»
Славяне же с давних времён сжигали своих умерших сородичей.
У всех славян существовал (с середины 2 тыс . до н.э.) обряд трупосожжения.
Этот обряд сохранялся вплоть до принятия христианства.
Кривичи, как и все другие славяне, творили над умёршими ТРИЗНУ, после чего сжигали труп на большом костре и пепел в урне или в кувшине ставили на столбе в окрестностях дорог. Может отсюда и пошло название многих деревень :Столпы, Столпище, Столбище и др.
Такие погребения известны у многих народов и в различные эпохи , например, в Египте (4 тыс. до н.э.)
Как у всех народов, у кривичей были добрые и жестокие обычаи. Например, всякая мать имела право умертвить новорождённую дочь, когда семья была слишком большой, но …обязывалась хранить жизнь сына, рождённого служить Отечеству.
С другой стороны, было право детей умерщвлять родителей, обременённых старостью и болезнями, тягостных для семейства».
Вот какие они были кривичи!
Славились почтением к родителям и наоборот. Они верили , что небеса над ними тажа твердь, что и Земля, и когда умирали люди, их души просто переносились с одной тверди на другую.
Так просто переносились .
«Всё гениальное –просто».
……………………………………………………………………………………………………………………..
Всё ЭТО пронеслось во снах моего далёкого предка , спящего в лесной чаще, которая в глубокой древности служила обителью языческим богам: Перуну, Святобору, Даждьбогу, Ладо, Ярилу и Белю.
Им же среди Оковецкого леса приносили жертвоприношения , все принимали участие в самых различных русалиях и вакханалиях, особенно летом, когда в лесах отцветал ландыш-молодильник (назван был так зато , что радовал глаз молодых и освежал старое сердце.)
История выходила на очередной виток своего развития мирового разума , мироощущения и миропонимания.
«Гордые -на колени! Варварам нужны меч и огонь и лишь после- свежая купель»,- пронеслось в опалённом мозгу Толпуна так остро , как наяву, отчего он сразу же проснулся , вскочил на ноги , ощерился по-волчьи и поглядел по сторонам , ища глазами своих преследователей, тех, кто нёс с именем Христа смерть, кровь и позор его роду-племени.

………………………………………………………………………………………….
До моего рождения оставалось …совсем… малость …
Около десятка … веков…
По геологическим.. меркам.. это НИЧТО..

«Это-МИГ в бесконечности Вселенной, ради которого стОит жить…"



Комментарии